***Для меня эта тема, уж не знаю, к сожалению или к счастью, достаточно животрепещущая и, наверно, во многом болезненная.
Я не знаю, как дела обстоят на самом деле, но, вероятно, раз я до сих пор сижу в своем маленьком коконе и не могу найти в себе смелости идти дальше, я не умею выстраивать, находить или взращивать настоящие отношения. Да и практики, говоря по правде, у меня было не так много.
Возможно, начинать надо, как и любое дело, с легкого, постепенно все повышая сложность, требовательность, уровень... Первые отношения, которые приходят в голову, едва начинаешь о них размышлять - дружеские. Они всегда представляются чем-то обыденно-повседневным, настолько родным и неизменным, что легче всего ассоциируются с чашкой кофе по утрам, разговорам о ерунде бесконечное количество времени, с любимым пледом - застиранным и давно потерявшим "пристойный" вид, но с которым ни за что не станешь расставаться. Перебирая в голове все свои когда-либо имевшиеся связи, которым я давала категорию дружеских, я не могу, к сожалению, назвать ни одну, чтобы подходила под предыдущий ассоциативный ряд. И, что обычно огорчает меня больше всего, я осознаю, что в ряде случаев подобные отношения рано или поздно оставляли меня перед подобным осознанием после того, как я долго верила, что дружба - именно такая, настолько глубокая, - имеет место быть.
Увы, но, вероятно, я и правда не умею быть хорошим другом либо во мне нет и капли примечательности, которая бы привлекала во мне людей, которые привлекают меня. От тех дружеских отношениях, которые я считала когда-либо по-настоящему близкими и важными, сейчас не осталось практически ничего, по крайней мере глубины: либо жизнь раскидала, либо все закончилось куда раньше в силу различных обстоятельств от еще совсем детского предательства до вполне осознанной отстраненности от "странного" человека. Да уж, но "странной" я была всегда: сложно быть обычной, когда тебя выделяют всей социальной группой в "особенные" с отрицательным знаком. Дети и подростки в принципе не любят "не таких", а уж если в комплекте к внешним несоответствиям того, "как должно быть" идет еще и определенный уровень самостоятельности (по крайней мере внутренней), иные увлечения и неприятие каких-то общепринятых аспектов... Не стоит пытаться винить в чем-либо человеческую натуру - она такая, какая есть, даже если это сказывается на окружающих. В любом случае, как минимум во внутренней самостоятельности или скорее независимости, которая была не последней причиной конфликтов с окружающими, эти самый окружающие не были виноваты. Да и никто, кроме меня, думаю, не был виноват.
В данном случаю, как я сама для себя понимаю, все шло изначально от того, что, во-первых, я очень часто была лишь в своей собственной компании, во-вторых, из-за той разницы отношений, что была проявлена ко мне дома и в общественных социальных группах (особенно в школе). Если разбираться в первом, то, отчасти, здесь все заключается в том, что я была единственным ребенком в семье, плюс из-за маминой работы часто оставалась с кем-то под присмотром: у бабушки с дедушкой либо у маминой подруги. В первом случае, как и бывает обычно, мне было весьма вольготно, потому как от старших родственников внуки обычно получают больше внимания, поощрения и всяких плюшек, чем от кого-либо. Тем более, если дело летом и в деревне, куда ребенок отправлен из города "дышать свежим воздухом". Так что тогда свободы мне хватало, тем более, что от воспитательных попыток дедушки всегда можно было убежать к бабушке и спрятаться за ней))) И еще что-нибудь приятно получить для повышения настроения)))
Вообще, если задуматься, я во многом была в детстве (да и сейчас, каюсь, в чем-то осталась) избалованным ребенком: мне разрешалось многое, что запрещали моим ровесникам, у меня не было каких-то строгих рамок или распорядка дня, мне никогда не пытались ограничивать контакты с другими детьми сакраментальным "это плохой ребенок, он на тебя будет плохо влиять, никогда с ним не общайся". Более того, в определенных случаях я вполне себе бывала и лидером, и главной заводилой во всяких авантюрах. При этом, как я сейчас понимаю, незаметно и постепенно (а может быть и уже тогда в какой-то мере) я стала очень домашним ребенком. По крайней мере после того, как большая часть моего времени стала проходить в городе и с каждым последующим классом в школе, я все чаще предпочитала домашние и спокойные развлечения - сначала телевизор, потом книги. Может быть, это, как и многое, изменилось из-за того идиота-психиатра и его "лечения", к которому меня сводили в первом классе.
На самом деле, этот поход во многом стал для меня своеобразной точкой невозврата. В первый класс, после каких-то тестов а-ля "вступительные испытания" меня определили без проблем, да еще и в математический (я уже не помню, что там было, но судя по тому, что мамс рассказывает, комиссия была в приятном удивлении от того, какая к ним пришла "умная и сообразительная девочка"). Ага, с логикой я всегда дружила - и с обычной, и со своей альтернативной. Так или иначе, но класс математический представлял из себя очень сурьезное и взрослое собрание, куда надо было приходить учиться и вообще вести себя, как сознательный человек. Для ребенка выросшего в атмосфере весьма свободной, да еще и гиперактивного, сорок пять минут тишины и неподвижности были мучительны. В какой-то момент, когда маме сказали, что у ее ребенка проблемы с усидчивостью и концентрацией внимания и, следовательно, с оценками, ей тонко намекнули, что деточку стоит сводить к специалисту.
К психиатру мы пошли (молодого родителя, тем более мать-одиночку в отношении единственного ребенка, вообще очень легко заставить паниковать и делать глупости), вот только о "специалисте", как потом выяснилось, речи там и не стояло. Так что результатом стала аллергическая реакция на выписанное "лекарство" и быстрый набор веса от него же. Да, к слову, до того я был писклявым, мелким и тощим, а ветром меня несколько раз сдувало в прямом смысле слова (на море в шторм). Собственно, потом началось мое путешествие из класса в класс (по внутришкольному рейтингу - по нисходящей), потом переезд и смена школы вообще.
О том, что и как успела подпортить школа, как социальный институт, думаю, стоит рассказывать отдельно, ибо это получится очень большая "простыня", а по теме заявленной в заголовке пост намечался немного не о том))
Возвращаясь к началу.
Постепенно я все больше становилась "вещь в себе", потому что после того, как мне показали, какая "вкусная" вещь книги, они стали меня интересовать куда больше, чем те темы, которые обмусоливали мои одноклассники: стандартный подростковый набор "мальчики-шмотки-романы-футбол-драки-игрушки-что угодно еще" - мне он казался глупым и скучным, по крайней мере тогда, когда у меня было что почитать. Тем более, что книгами как раз никто не интересовался, так что поговорить было не с кем (дамские романы, увы, я уже тогда не относила к сколько-нибудь серьезной литературе). Да и пытаться лезть к кому-либо с разговорами, когда привлечение внимания к себе могло вылиться в очередное издевательство или драку... мне, конечно, не раз доказывали, что я дура, но не до такой же степени))
Тем более, что с книгами вообще очень быстро осознаешь, что люди тебе не так уж и нужны. Благодаря тому, что я еще в начале средней школы стала оставаться одна сутками, да и до этого часто была предоставлена самой себе, я на тот момент или была, или считала себя вполне самодостаточно, независимой и самостоятельной в вопросе отношений с окружающим миром. Говоря проще: зачем мне кто-то нужен, если мне и в своей компании не бывает скучно? А на остальные случаи жизни есть книги, с помощью которых уж точно ни за что не почувствуешь себя одиноко.
Сейчас достаточно забавно понимать, что когда-то для счастья и правда хватало подобной малости. Впрочем, у детей всегда все попроще с потребностями.